kostya_h: (Default)
[personal profile] kostya_h
http://quillette.com/2015/12/01/why-parenting-may-not-matter-and-why-most-social-science-research-is-probably-wrong/
Годный наброс про то, что воспитание родителей не сильно-то влияет на становление ребёнка (ну там twin & adoption studies как примеры, а также упоминается о баге большинства психо- и прочих «логических» работ, которые не учитывают генетические факторы), т.е. гораздо меньше окружения и генетики. И некоторое дополнение (немного не о том, но, похоже, скатилось всё туда же) на русском: http://avva.livejournal.com/2984278.html.

Date: 2016-11-04 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] eednew.livejournal.com
Дебилы блять. Без воспитания будет маугли и так далее, со всеми остановками.

Date: 2016-11-04 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com
Да, может показаться на первый взгляд так, но я бы всё-таки не спешил с выводами.
Например, анализируя постфактум своё взросление, могу сказать, что родители таки мало влияли на меня, большинство моих характерных особенностей, в том числе психологическое поведение — врождённые или/и приобретённые за счёт общения с другими (не худшими, слава богу, сверстниками). Тут, конечно, есть момент, что помню я себя адекватно лет с 7, так что до этого возраста вполне могло быть какое-то воспитание, но дальше — нет. Возможно, что агрессия по отношения ко мне (ну там битьё и пр.) повлияла бы, но меня как-то не били и не лупили ремнём (родители сами по себе довольно комфорны и мягки характером — никаких чудес). Там ещё, в комментариях, задвигают про любовь. Ну так вот. У меня родительской любви было более чем достаточно, однако я-таки циничен и довольно жестокосердечен, хотя казалось бы. Из-за этого я ощущаю себя сильно обязанным, потому что ну нельзя же так просто оставлять такое отношение, но чтоб добрее или благодарнее, это вряд ли. И собственная советливость — не полученная в процессе воспитания, а врождённая (потому что я смотрю на родителей сейчас и вижу это же у них). Естественно, мой единичный пример не делает погоды. Просто пример, что не всё так очевидно.

Date: 2016-11-04 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] eednew.livejournal.com
Чтобы вместо маугли получился человек, он должен очень рано научиться говорить. А чтобы смог более-менее вписаться в современную жизнь, ещё читать, писать и считать, тоже чем раньше, тем лучше. Морально-этические качества тоже врожденными не бывают, совсем.

Date: 2016-11-04 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com
Я привёл вам в пример совестливость. В упор не вижу, где она мне привита родителями (могу быть слеп, ибо смотрю не со стороны, это да).
Со счётом и чтением соглашусь, вот этому научили меня родители до школы, а большинство этому учит уже школа.

Date: 2016-11-04 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] eednew.livejournal.com
Хороший пример так же заразителен, как дурной. :) А речь, чтение, письмо и т.д. очень сильно влияет на развитие мозга, причем большое значение имеет возраст. Вы своим интеллектуальным развитием обязаны родителям полностью.

Date: 2016-11-04 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com
Я не возражаю против того, что интеллектуально во многом обязан родителям. Но обязан генетически, потому что оба родителя не гении, однако достаточно умны. Их обучение сводилось к базовым письму и счёту. Да, это влияет, однако что-то сомневаюсь, что оно стало настолько критическим в моём интеллектуальном развитии (тут нужен двойник меня, который смог бы прожить по-другому, поэтому уверенности мало, конечно). А с речью, кстати, у меня не очень, гораздо проще письменно излагаю.:)

Date: 2016-11-04 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] eednew.livejournal.com
Эти базовые вещи и дали огромный гандикап. Человек получается не при рождении, а в течении семи лет где-то после него. Потом можно упереться в генетически обусловленный потолок, но это уже другой вопрос. Я это ведь тоже говорю не из опыта (хотя я чётко осознаю, как много это значило), а потому что тему копал.

Люди, которых всему научили в школе, как правило не могут нормально окончить вуз. Мозг формируется в детстве под влиянием родителей. Физически.

Date: 2016-11-04 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com
Т.е. совестливость, комфорность, упрямость и прочее — приобретённые в результате научения признаки? Родители тупо перенесли своё поведение на меня в первые семь лет жизни?
Да, мозг формируется в эти годы. И продолжает до 20 примерно. Плюс мозг — всё же не табула раса.
Важно понять, что я не спорю с тем, что родители повлияли на выбор школы, во многом отсекали «лишних» людей и пр., но сомневаюсь, что мой характер сильно зависел от этого.
Edited Date: 2016-11-04 12:37 pm (UTC)

Date: 2016-11-04 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] eednew.livejournal.com
Морально-этические и интеллект - строго оттуда, остальное дискуссионно. Но первые два компонента намного важнее, Вам не кажется? Родители дают именно то, что позволяет быть человеком и жить среди людей.

Сам характер обычно даже не только генотипом определяется и во многом предопределён, но характер - фигня, людей с там же полно. А людей с идентичной личностью нет.
Edited Date: 2016-11-04 01:09 pm (UTC)

Date: 2016-11-04 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com
Опять-таки приведу в пример себя и свою сестру-двойняшку. У нас мама учительница русского и литературы, но я не помню как я научилась читать, однако у моей сестры с чтением были проблемы. Помню, что мы с ней постоянно оставались одни дома, телевизор мама запрещала включать. Я читала книги, а моя сестра гуляла во дворе. Благодаря этому она, например, научилась ездить на велосипеде, а я нет. Я стеснялась попросить велосипед у другого ребенка, а она не стеснялась вообще никогда и ничего. Я её как-то попробовала увлечь чтением книг (это же так круто), но ей это было совершенно неинтересно. Зато у неё никогда не было проблем с социализацией.
В общем, в одной семье два ребенка получили по сути разное воспитание благодаря как минимум одной черте характера, которая отличается - моя сестра более бойкая, я более забитая.

Date: 2016-11-05 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] eednew.livejournal.com
Индивидуальные особенности конечно есть. Вы больше начали развивать интеллект, сестра - коммуникации. Но базу для всего этого дали родители, а вы уже стали делать что кому нравится на этой базе.

Date: 2016-11-05 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com
Да, именно.

Date: 2016-11-04 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com
Возможно, анализ не идеальный и оценка результатов тоже. Например, я бы не сказала, что вы циничны и жестокосердны. Возможно, вы привыкли любовь принимать как должное, но это уже другое...

Date: 2016-11-04 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com
Ну, вы же понимаете, что в Сети можно быть гораздо лучше, чем в реальности. Вы не скажите, зато реальные знакомые очень даже скажут, если их спросить. Хотя тут ещё, безусловно, играет роль пороговое значение, по которому мерять цинизм и пр.
«Возможно, вы привыкли любовь принимать как должное»
И это тоже. Что не отменяет другого.
Edited Date: 2016-11-04 11:55 am (UTC)

Date: 2016-11-04 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com
Можно, но я не вижу чтобы люди пользовались этой возможностью. Конечно, я вас очень мало знаю...

Date: 2016-11-04 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com
Ну да, обыгрывание до некоторой степени лучшей роли тоже требует труда. Гораздо проще транслировать то, что уже есть.

Date: 2016-11-04 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com
Согласна. Я сначала почитала там комментарии и подумала, что это я чего-то не понимаю.

Date: 2016-11-04 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] deadmadcat.livejournal.com
И чем аргументируют? Не хватило терпения дочитать до конца, честно говоря.

Date: 2016-11-04 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com
Да вот и вот. Мне тоже лень пересказывать.:))

Date: 2016-11-04 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] deadmadcat.livejournal.com
По той же причине не буду писать подробный разбор и ограничусь двумя словами - теория хаоса.

Date: 2016-11-04 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] kostya-h.livejournal.com
Ага, её тоже поминают то тут, то там.
Что поделать, неуютно людям думать, что их контроль — очень ограничен. И рационализировать такое ощущение можно разными, порой причудливыми, способами.

Date: 2016-11-04 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] deadmadcat.livejournal.com
Ну да. Этаким манером можно сказать и "что поделать, неуютно людям осознавать, что это они, именно они накосячили. Куда как комфортней свалить с себя всю ответственность и заявить что им попался такой вот неудачный ребенок. И рационализировать эту удобную позицию можно разными, порой причудливыми, способами."

June 2020

S M T W T F S
  12 3 45 6
789 1011 12 13
14151617181920
21222324252627
282930    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 19th, 2026 01:42 am
Powered by Dreamwidth Studios